Украина закрывает Wildberries

Украина закрывает Wildberries

Украина закрывает Wildberries

Владимир Зеленский ввел санкции в отношении онлайн-ритейлера

«Коммерсантъ» от 23.07.2021, 22:12

Крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries, который вышел на рынок Украины в сентябре 2020 года, может быть вынужден его покинуть. Президент Украины Владимир Зеленский ввел в отношении компании и ее владельцев Татьяны и Владислава Бакальчуков санкции, предполагающие блокировку активов, запрет на движение товаров и передачу технологий и прав. Эксперты считают, что вслед за «Яндексом» и Mail.ru Wildberries свернет бизнес в стране. Оспорить решение украинских властей можно через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), но процесс займет около двух лет.

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении экономических санкций в отношении российского онлайн-ритейлера Wildberries. Документ опубликован на сайте президента Украины. Речь идет о блокировании активов, прекращении движения товаров по Украине, запретах на вывод капиталов за пределы страны, передачу технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности и пр. Кроме того, санкции введены в отношении владельцев Wildberries Татьяны Бакальчук (13-е место в рейтинге Forbes с состоянием $13 млрд), Владислава Бакальчука, а также топ-менеджеров компании Андрея Ревяшко и Алексея Кузьменко. Распространяется указ и на подразделения Wildberries в Польше, Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстане. Представитель Wildberries оперативно не ответил на вопросы “Ъ”.

Wildberries — крупнейший российских онлайн-ритейлер. В первом квартале 2021 года оборот площадки вырос на 79%, до 134,7 млрд руб., число заказов — на 108%, до 126,5 млн год к году. Помимо РФ и Украины, Wildberries работает в Польше, Словакии, Израиле, Германии, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Армении, Франции, Италии и Испании.

Обоснование санкций в отношении Wildberries в документе не приводится.

Украинские СМИ в январе 2021 года сообщали, что с соответствующим предложением выступило Госкомтелерадио страны. Представитель регулятора тогда говорил, что Wildberries продавала книги без свидетельства субъектов издательского дела, платила налоги с продаж в РФ, некоторые книги были «антиукраинского содержания», а авторы внесены в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины.

На украинский рынок Wildberries вышел в сентябре 2020 года. На тот момент на wildberries.ua было доступно более 3 млн наименований товаров от 32 тыс. брендов женской, мужской и детской одежде, обуви и аксессуарах, а также игрушках, товарах для спорта, канцтоварах, зоотоварах, товарах для дома и дачи. Доставка осуществлялась через логистических партнеров, на старте было подключено 8 тыс. точек выдачи.

Управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников предполагает, что украинский рынок не играл решающего значения в структуре бизнеса Wildberries. Руководствуясь этим соображением и опытом заблокированных в стране сервисов «Яндекса» и Mail.ru он предполагает, что компания с высокой долей вероятности не будет оспаривать решение местных властей, свернув бизнес на Украине.

Одновременно господин Овчинников отмечает, что, если все же будет принято решение о начале судебного разбирательства — это может помочь узнаваемости бренда Wildberries на международном рынке.

Адвокат АБ ЕМПП Мерген Дораев считает, что шансы оспорить санкции у Wildberries есть. Для этого потребуется пройти все судебные инстанции в стране, а затем обратиться с заявлением в ЕСПЧ, чье решение Украина должна соблюдать, рассказывает он. По оценкам господина Дораева, на весь процесс может уйти около двух лет.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что весь международный бизнес в структуре выручки Wildberries пока занимает менее 5%. Он называет ситуацию неприятной, но не влияющей на развитие компании. По мнению эксперта, логистические цепочки Wildberries решение не затронет и темпы развития международного бизнеса не снизит.

Анатолий Костырев, Александра Мерцалова