Предметная съемка

В этой статье хотелось бы дать пару советов начинающему фотографу, который только начинает осваивать предметную съемку, но в то же время не знает с чего начать. Коснемся прежде всего фотографирования отдельно взятого объекта на белом фоне. На файлообменниках и фотобанках такой вид съемки пользуется максимальной популярностью. Также следует отметить, что такой вид съемки достаточно простой. Хотя есть и определенные нюансы. Требуется предельное внимание к каждой детали и правильный подход. В случае, если Вам необходима портретная съемка, а времени на обучение нет, всегда можно воспользоваться услугами профессионалов — здесь.

Что просто и что сложно фотографировать на белом фоне

Далеко не каждый предмет можно хорошо снять на белом фоне. Это вовсе не значит, что нужно сосредоточится только на простых объектах. Фактически совершенно все, что угодно можно снять. Правда существуют некоторые предметы, съемка которых будет затруднительна. Также такие снимки трудно впоследствии обрабатывать.

В чем отличие идеального объекта

1. Он не имеет белых участков и значительно темнее самого фона. Экспозицию для такого предмета подобрать достаточно легко. Белый фон можно немного передержать.
2. Такой предмет должен иметь четко очерченные границы. Если снимать мех или пух, то выбеливание фона в фотошопе будет затруднено.
3. Сложные конструкции нельзя отнести к идеальным объектам. Например белый фон при фотографировании кружевных конструкций трудно будет отбелить.
4. Поверхность предмета должна быть матовая. Отражающие поверхности требуют специального внимания. Работать с прозрачными предметами еще сложнее.
5. Желательно, чтобы объект съемки был неподвижен. Снимать движущиеся объекты достаточно хлопотное дело, требуется определенная сноровка.
6. Идеальный объект средних размеров – тяжело снимать большие и маленькие предметы. Для съемок микроэлементов требуются макрообъективы. К ним же предъявляются определенные требования – место съемки должно быть идеально чистым. Макрообъекты могут просто не поместиться в домашней студии.

Понято, что снять кота, который лапой вылавливает в аквариуме золотую рыбку достаточно сложно. Куда проще на белом фоне сфотографировать шкатулку или грецкий орех.

Чистота

Следует перед съемкой тщательно очистить объект от пыли или грязи. Даже незначительные ворсинки будут видны на мониторе. Допустим, стоит задача сфотографировать небольшой объект, а затем увеличить его, например в два раза. Будьте уверены, что какая-нибудь ворсинка или пылинка обязательно проявит себя. Для того, чтобы убрать различные невидимые загрязнения используют салфетки из микрофибры или кисточки для оптических приборов. Можно, предварительно объект пропылесосить. Если вы снимаете предметы с глянцевой поверхностью, то желательно одеть латексные перчатки. Отпечатки пальцев на таких поверхностях прекрасно сохраняются. Естественно некоторые незначительные пылинки и отпечатки пальцев можно устранить при помощи фотошопа. Однако те кто имел дело с фотошопом знают, что работа с ним занимает длительное время. Проще позаботиться о чистоте объекта перед съемкой. А если были сделаны сотни снимков? Придется на каждом из них убирать ворсинку или отпечаток пальцев. Хлопотное это дело.

Оборудование для съемки

Камера

Для предметной съемки подойдет любой цифровой зеркальный фотоаппарат. Желательно использовать полнокадровые камеры. Они имеют большое разрешение и дают достаточно чистую картинку. Однако кропнутые зеркалки имеют большую глубину резкости. Благодаря этому можно мощность вспышки уменьшить в несколько раз. Компактные камеры или мыльницы желательно в таких съемках не использовать. Мыльницы не имеют ручных настроек, поэтому работать с ними в студии практически невозможно. Качество снимков, получаемых при помощи компактных камер не идет ни в какое сравнение с качеством снимков зеркальных камер.

Объектив

Для того, чтобы чтобы минимизировать перспективные искажения лучше брать объективы, у которых значительное фокусное расстояние. Телеобъектив также избавит вас максимально близко приближаться к объекту съемки. Таким образом риск возникновения тени на объекте будет минимальным. В студии лучше всего использовать макрообъектив с фокусным расстоянием от 85 мм. Такие объективы хорошо подойдут для съемки вблизи объекта, так как обладают минимальной дисторсией.
При отсутствии макрообъектива можно воспользоваться обычным зум-объективом. Он продается вместе с камерой. Перед съемкой следует установить наиболее возможное фокусное расстояние.

Свет

Съемку предметов лучше всего проводить при свете хороших студийных вспышек. Это лучший вариант. Для съемки малых предметов можно использовать накамерную вспышку у которой имеется поворотная головка. Правда это создаст вам некоторые неудобства. При съемках небольшого объекта можно воспользоваться несколькими настольными лампами. Есть, правда одно условие – у ламп должна быть идентичная цветовая температура.

Штативы

Если вы проводите съемку и свет горит не выключаясь — вам потребуется штатив. Если использовать импульсные источники света, то можно обойтись и без штатива. Иногда можно использовать штатив и для вспышки. Делается это для более прецизионной компоновки кадра.

Рабочее место

Белый фон легко создается с помощью листа ватмана формата А1. Такое решение я считаю наиболее рациональным. Необходим исключительно ватман. Не рекомендуется использовать бумагу для акварели. При некотором увеличении ее фактура будет напоминать весеннюю пашню. Для съемок запотевшего стакана или льда можно использовать белый пластик. Он не боится воды и намного долговечнее бумаги. Важно чтобы пластик не имел ярко выраженной фактуры. Многие используют глянцевый пластик. Считается, что отражение в нем объекта съемки придаст фотографии эксклюзива. Это дело вкуса, что касается меня, то я предпочитаю матовый пластик. Съемку можно проводить даже на обычном домашнем столе. Тонкий лист пластика или ватмана следует расположить таким образом, чтобы край аккуратно уходил вверх, при этом основная часть должна находится на поверхности стола. Если стена находится далеко можно использовать коробку или спинку стула. Вследствие загиба края листа ватмана или пластика можно получить импровизированную циклораму. Таким образом при съемках обеспечивается постоянный белый фон. Можно, конечно приобрести специальный стол, который изготовлен по тому же принципу циклограммы. А можно самому его изготовить.

Освещение

Этот аспект съемки считается наиболее весомым. Причем речь идет о съемке вообще. Настоящий фотограф высокого класса отличается от любителя, прежде всего тем, что он знает, как правильно работать со светом. Чтобы изолировать предмет на белом фоне существует великое множество способов. Прежде всего освещение должно быть мягким, равномерным и никаких резких теней. С целью оптимизировать процесс освещения я прибегаю к достаточно простой схеме. 2 стойки с импульсными вспышками ставятся по бокам стола. Вспышки направляются на предмет под прямым углом друг к другу. Над ними ставятся белые зонты, которые работают на просвет.
Над столом можно разместить белый отражатель. Если есть еще одна вспышка, то располагайте ее так, чтобы свет шел на бэкграунд за фотографируемым предметом (этим мы увеличим яркость фона). Таким образом можно облегчить изоляцию. Главные вспышки лучше ставить как можно ниже, чтобы не создать чёрную тень под объектом.