Железные дороги тянут на север

Железные дороги тянут на север

Железные дороги тянут на север

В подорожавшую инвестпрограмму ОАО РЖД вернулся широтный ход

Газета «Коммерсантъ» №171 от 22.09.2021, стр. 7

Проект долгосрочной инвестпрограммы ОАО РЖД, по информации “Ъ”, предполагает рост инвестиций в 2022–2025 годах на 800 млрд руб. и исполнен в соответствии с пожеланиями президента. Средства на строительство Северного широтного хода, снятые до лучших времен, возвращены в размере 150 млрд руб. Обновление инфраструктуры, на недостаточные темпы которого указывал президент, до 2025 года получит дополнительно сразу 1 трлн руб. Зато из проекта полностью исчез дорогостоящий обход черноморского побережья и большая часть средств для высокоскоростной магистрали Москва—Петербург.

ОАО РЖД готовится скорректировать инвестпрограмму до 2025 года. Как сообщили “Ъ” источники, она может быть увеличена на 800 млрд руб., до 4,3 трлн руб. Вложения в 2022 году запланированы на уровне 1,06 трлн руб., в 2023 и 2024 году — 1,18 и 1,16 трлн руб. соответственно, в 2025 году — 882 млрд руб. Прежняя версия инвестпрограммы, утвержденная в конце 2020 года, предполагала 700–800 млрд руб. инвестиций в год в 2021–2023 годах.

Как и прежде, основным источником инвестиций должны стать собственные средства монополии (707 млрд руб.). Объемных вливаний из бюджета не предполагается: они даже сократятся на 36 млрд руб. относительно ранее запланированного уровня — до 194 млрд руб. Зато поступления из ФНБ увеличатся на 97 млрд руб., до 137 млрд руб.

Из проекта выбыла одна мегастройка: железнодорожная линия Кривенковская—Сочи, призванная заменить линию вдоль черноморского побережья (подробнее см. “Ъ” от 20 ноября 2020 года). Вместо запланированных в 2022–2025 годах 138 млрд руб. инвестиций на этот период предусмотрен ноль. Та же судьба постигла другие подпроекты Южного кластера: от почти 350 млрд руб. инвестиций на него осталось лишь 1,7 млрд руб. Заметно урезаны и вложения в высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва—Петербург — на 132 млрд из 225 млрд руб. Глава Минфина Антон Силуанов заявил 21 сентября, что проект может быть реализован на заемные средства.

Зато в повестку дня вернулся Северный широтный ход (СШХ, смычка между Северной и Свердловской железными дорогами на Ямале длиной 700 км), с которого раньше, наоборот, инвестиции снимали (см. “Ъ” от 6 октября 2020 года). На проект предусмотрено 150,5 млрд руб. В апреле о необходимости начать строительство СШХ заявил Владимир Путин, указав, что профинансировать его можно было бы за счет инфраструктурных кредитов регионам. На прошлой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что заявка Ямала по СШХ «на выходе». В августе Минэкономики сообщало о возможности финансирования проекта из ФНБ. Пока в проекте инвестпрограммы ОАО РЖД основной объем инвестиций на СШХ все равно предусматривается из средств самой монополии (83,2 млрд руб.); из ФНБ и от ЯНАО поступит 32 и 35 млрд руб. соответственно.

Но больше всего денег предлагается добавить на проекты обновления железнодорожной инфраструктуры: до 2025 года предусмотрен дополнительно 1 трлн руб. Этот невероятный рост вложений перекликается с замечанием Владимира Путина в декабре 2020 года при обсуждении предыдущей версии инвестпрограммы. Он отмечал, что «количество железнодорожного хозяйства, требующего ремонта, сокращается, но все-таки оно еще не достигло уровня, по-моему, даже 2015 года, поэтому есть над чем работать» (см. “Ъ” от 9 декабря 2020 года). В ОАО РЖД не пояснили, что именно компания собирается ремонтировать и обновлять за такие средства.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что такое существенное увеличение инвестпрограммы — очень масштабный вызов с учетом планируемых доходов ОАО РЖД, и непонятно, как компания будет способна ее профинансировать. По его мнению, ОАО РЖД придется сокращать ряд статей, если не будет увеличена господдержка. Но, полагает эксперт, структура инвестпрограммы приобрела более здравый вид и оправданный фокус на грузовые перевозки, после того как из нее убрали обход черноморского побережья и существенно сократили ассигнования на ВСМ. Что касается обновления основных фондов, то, по мнению господина Бурмистрова, наиболее остро стоит проблема высокого износа искусственных сооружений, в том числе мостов, на которых регулярно происходят аварии.

Наталья Скорлыгина