BBK дозвонился до России

BBK дозвонился до России

BBK дозвонился до России

Холдинг увеличил поставки в страну дешевых смартфонов

Газета «Коммерсантъ» №77/В от 11.05.2021, стр. 10

На российском рынке смартфонов меняется расстановка сил: китайский бренд Realme (входит в BBK Electronics) увеличил поставки в первом квартале в шесть раз, подсчитали в GS Group. BBK идет по пути китайской же Xiaomi, предлагая дешевые смартфоны с характеристиками более премиальных устройств, объясняют эксперты. На продажах это отразится во втором квартале. Китайские бренды рассчитывают занять нишу просевших Huawei и Honor, но те обещают вскоре начать активное восстановление поставок и продаж.

Китайский холдинг BBK Electronics (владеет брендами смартфонов Oppo, Vivo, Realme) впервые занял заметную долю в поставках в Россию, следует из расширенного отчета аналитиков GS по рынку смартфонов за первый квартал, с которым ознакомился “Ъ”. За январь—март доля трех брендов достигла 7%, а объем их поставок вырос на 62% за год, до 600 тыс. штук.

Больше всего вырос импорт Realme — в шесть раз, до 308 тыс. устройств. Объем ввезенных смартфонов Oppo при этом снизился на 25%, до 144 тыс. штук, а Vivo — увеличился лишь на 4%, до 112 тыс. штук. Всего, по данным GS Group, за первые три месяца 2021 года в Россию ввезли 8,1 млн смартфонов на 256 млрд руб. В штуках рост поставок составил 8%, в деньгах — 34%. На первом месте, по данным GS Group, оказался корейский Samsung, второе занял китайский Xiaomi, третье — Apple.

В продажах доля BBK почти не изменилась год к году: на бренды холдинга в первом квартале пришлось 6,3% проданных смартфонов, в то время как годом ранее показатель составлял 5,3% рынка, уточнили в «М.Видео-Эльдорадо». В деньгах доля брендов BBK сохраняется на уровне 3,5%.

По данным источника “Ъ” среди ритейлеров, продажи Realme по итогам первого квартала выросли на 244% в штучном выражении и на 225% — в денежном. Бренд занял 2,5% рынка в штуках, при этом продажи Oppo и Vivo просели, утверждает собеседник “Ъ”. Продажи Oppo, по его данным, за год упали на 22%, а у Vivo — на 49%, до 1,5% и 1% соответственно.

Российский рынок стал одним из стратегических для Realme, поэтому у компании агрессивные планы на второй квартал, рассказал директор по развитию бренда компании в стране Дмитрий Гостев. По его словам, Realme рассчитывает сохранить темпы роста продаж: «Мы развиваем сотрудничество с партнерами, которых уже более 400, а также собираемся открыть онлайн-магазин». В Oppo сообщили, что «следуют стратегии устойчивого развития в России». В Vivo заверили, что продолжат наращивать сотрудничество с розничными сетями и электронными площадками, чтобы повысить доступность своих продуктов.

Бренды BBK участвуют в разделе доли китайских Huawei и Honor в России, считают аналитики GS Group. Поставки этих брендов из-за американских санкций и дефицита комплектующих упали до исчезающе малых 1,3% и 2% рынка соответственно (см. “Ъ” от 28 апреля). «Поставки действительно сократились в первом квартале»,— признает президент Honor в России, Турции и странах СНГ Тони Ран. Сейчас, по его словам, компания находится на этапе трансформации и «совсем скоро объемы поставок и продаж восстановятся».

Поставки не отражают напрямую уровень продаж смартфонов, но большие объемы ввезенных устройств могут стимулировать продажи, отмечает аналитик Telecom Daily Илья Шатилин. Таким образом, по его мнению, рост поставок Realme отразится в продажах только в следующем квартале. «Бренд идет по пути Xiaomi — продает устройства с минимальной наценкой, проводит распродажи»,— поясняет эксперт. Oppo и Vivo пытались продвигаться в России скорее с претензией на «премиальность», уточняет он: бренды инвестировали в рекламу у блогеров и дорогостоящее спонсорство спортивных соревнований.

По мнению аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, доля Realme на российском рынке смартфонов за год значительно выросла, поскольку из трех брендов BBK компания предлагает самые недорогие, но сравнимые с ними по техническим характеристикам смартфоны.

Анастасия Гаврилюк