«Тетрис» – одна из самых узнаваемых видеоигр в мире. Эта легендарная головоломка была разработана в Советском Союзе и покорила весь мир. Даже далёкий от игровой индустрии человек скорее всего слышал о «Тетрисе». Благодаря простым правилам и затягивающему игровому процессу игра получила массовую популярность и вошла в списки величайших игр в истории. По совокупным продажам (более 520 миллионов копий) «Тетрис» стал одной из самых продаваемых игр всех времён.

Почему тетрис так называется и кто его придумал?
«Тетрис» был придуман советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году, когда он работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Идею игры навеяли классические пазлы с фигурками Pentomino (пентамино), но для упрощения Пажитнов использовал фигуры из четырёх клеток – тетрамино. Название игры образовано от греческого префикса «tetra» (означает «четыре») и любимого вида спорта разработчика – тенниса.
Первую версию «Тетриса» Пажитнов написал на языке Паскаль для советского компьютера «Электроника-60». В 1986–1988 годах игра начала распространяться за пределами СССР, и западные издатели вскоре заинтересовались новинкой. Первая коммерческая версия вышла в 1987 году в США (Spectrum HoloByte) и Европе (Mirrorsoft). Уже к концу 1980-х «Тетрис» стал международным хитом, а в 1989 году его знаменитая версия для портативной приставки Game Boy разошлась тиражом свыше 35 миллионов копий, закрепив успех игры по всему миру.
Можно ли пройти Тетрис?
Возникает естественный вопрос: существует ли финал у «Тетриса» и можно ли его пройти? В классическом понимании у игры нет финального уровня – фигуры падают всё быстрее, и рано или поздно игрок неминуемо проигрывает, заполнив экран до верха. Теоретически даже очень подкованный игрок, мгновенно реагирующий на выпадающие фигуры, со временем собьётся. Доказано, что бесконечная последовательность фигур рано или поздно выдаст длинную череду неудобных S- и Z-образных тетрамино, которые гарантированно приведут к поражению. В среднем столь неудачная комбинация выпадет лишь спустя колоссальное время (на минуточку, дольше возраста Вселенной) при полностью случайном распределении фигур, однако практически игра всегда заканчивается раньше из-за ускорения. Иными словами, «Тетрис» нельзя пройти полностью, конечная цель – набрать максимум очков до неминуемого «топ-аута» (проигрыша). Некоторые версии игры имеют условные концовки или kill-screen – например, на классической приставке NES после 29 уровня наступает технический предел, когда скорость падения блоков становится непосильной для человека.
Инженеры и энтузиасты пытались выяснить пределы игры. В 2022 году разработчик Грег Кэннон с помощью программы StackRabbit заставил компьютер играть в NES-версию «Тетриса» без ошибок. Результат поражает: алгоритм дошёл до 237 уровня и набрал более 102 миллионов очков, что намного превышает человеческие рекорды (для сравнения: у лучших игроков уровень около 29 и ~1,6 млн очков). Однако даже компьютер не «прошёл» игру – на 237 уровне сам софт начал сбоить и завис. Таким образом, пройти «Тетрис» до самого конца невозможно ни человеку, ни машине – игра либо обрывается поражением, либо достигает технических ограничений системы.
Рекорды и достижения игроков
Несмотря на невозможность финального прохождения, игроки по всему миру ставят впечатляющие рекорды в «Тетрисе». Ежегодно с 2010 года проводится Чемпионат мира по классическому Tetris (CTWC), собирающий лучших игроков планеты. Долгое время максимальным достижением в версии Tetris для NES считался «kill screen» на 29 уровне и набранные 999 999 очков (так называемый «max-out»). Но в последние годы феноменальный прогресс позволил молодым киберспортсменам значительно продвинуть границы возможного. В 2018 году 16-летний Джозеф Саэли впервые обошёл многократного чемпиона Йонаса Ньюбауэра, показав, что новое поколение готово штурмовать рекорды. К 2023–2024 годам появились игроки, сумевшие превысить прежние лимиты: так, 13-летний Уиллис Гибсон в 2024 году достиг 157 уровня на NES (чего раньше добивался лишь ИИ). Другой выдающийся игрок – 16-летний Майкл Артиага (псевдоним dogplayingtetris) – сумел дойти до 255 уровня в прямом эфире, после чего игра перезапустилась с первого уровня. По сути, Артиага упёрся в предел памяти оригинального «Тетриса», фактически «обнулив» игру – ранее ничего подобного человеком достигнуто не было.
Одновременно растут и рекорды по набранным очкам. В 2024 году 15-летний американец Алекс Тач превзошёл все предыдущие достижения, набрав в NES Tetris рекордные 16,7 миллиона очков. Для сравнения: ещё несколько лет назад рубеж в 1 миллион считался выдающимся, а теперь планка поднята в разы. Тач также установил ряд сопутствующих мировых рекордов – в том числе по максимальному достигнутому уровню и очкам к моменту «краша» игры. Эти успехи стали возможны благодаря новой технике быстрого управления («роллинг»), позволившей человеку реагировать на сверхвысокие скорости падения фигур. Таким образом, планка рекордов в «Тетрисе» становится все выше, что поддерживает интерес к игре спустя десятилетия после её появления.
Версии и вариации игры
Огромный успех «Тетриса» привёл к появлению множества версий, портов и вариаций игры. По состоянию на 2024 год выпущено более 220 официальных вариантов «Тетриса» на 70+ различных платформах – от аркадных автоматов и ПК до консолей и мобильных телефонов. Игра была перенесена практически на всё, что имеет экран и кнопки. Классический «Тетрис» встроен даже в технические устройства: существовали реализации на осциллографе и даже в качестве пасхалки в цифровом паяльнике. В 1990-е годы в России и странах СНГ были популярны портативные электронные игры “Brick Game”, где «Тетрис» был главной из встроенных игр. С годами выходили как официальные сиквелы, так и эксперименты: например, Welltris (трёхмерный «Тетрис» в колодце), Hatris (вариация от Пажитнова с падающими шляпами) и множество других.
Особое место занимают современные переосмысления классики. Например, Tetris 99 (2019) предлагает режим «королевской битвы», где 99 игроков соревнуются друг с другом до последнего выжившего. Игра Tetris Effect (2018) привнесла в головоломку яркое аудио-визуальное оформление и VR-режим, получив признание критиков. Также существуют кроссоверы вроде Puyo Puyo Tetris, совмещающие две разные пазл-игры. Для любителей хардкора создана фанатская версия Bastet (“Bastard Tetris”), в которой алгоритм нарочно подсовывает игроку наиболее неудобные фигуры. Благодаря такому разнообразию каждый может найти вариант «Тетриса» себе по душе – от ретро-классики до ультрасовременных интерпретаций.
Интересные факты о «Тетрисе»
Психологический «эффект Тетриса»: у заядлых игроков нередко возникает феномен, когда падающие блоки продолжают им мерещиться и вне игры – во сне или при взгляде на окружающие предметы. Этот феномен так и называется – «эффект Тетриса», и он описан учёными: мозг начинает воспринимать повторяющиеся паттерны из игры в реальной жизни. Первая видеоигра в космосе: В 1993 году российский космонавт Александр Серебров взял с собой портативную консоль Game Boy с картриджем «Тетрис» на орбитальную станцию «Мир». Таким образом, именно «Тетрис» стал первой видеоигрой, в которую сыграли в открытом космосе. Музыка из «Тетриса»: Знаменитая мелодия из игры – аранжировка русской народной песни «Коробейники». Она впервые прозвучала в версии «Тетриса» для Game Boy (1989) и с тех пор прочно ассоциируется с игрой. В различных версиях также использовались другие мелодии, например «Калинка», дополняя колорит русской темы. Экранизация истории игры: В 2023 году вышел художественный фильм «Тетрис», рассказывающий драматичную историю создания игры и борьбы за права на неё во времена холодной войны. Фильм основан на реальных событиях и показывает, как советская разработка превратилась в мировой коммерческий хит. Признание и наследие: «Тетрис» включён в Зал славы видеоигр (World Video Game Hall of Fame) как одна из самых влиятельных игр всех времён. Его простой, но гениальный геймплей породил целое направление казуальных puzzle-игр. Даже спустя более 35 лет «Тетрис» остаётся символом видеоигр, демонстрируя, что увлекательный геймплей вне времени.
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — «МК» в MAX
Источник: www.mk.ru
